воскресенье

Не все католики празднуют Рождество 25 декабря, и не все православные -7 января!

25 декабря по новому стилю Рождество празднуют не только в католическом и протестантском мире. Когда в Русской Православной Церкви еще только готовятся к празднику и впереди неделя строгого поста, в некоторых православных поместных церквях уже идут праздничные рождественские службы. С двадцатых годов ХХ века под влиянием Константинопольского патриархата Рождество по григорианскому календарю (новому стилю) стали праздновать православные Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта. Однако большинство православных сегодня придерживаются старого стиля: примерно четыре пятых от общего числа верующих. Вместе с Русской церковью Рождество по юлианскому календарю празднуют Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона. Так что не все православные празднуют Рождество 7 января, и не все католики — 25 декабря! Католические церкви восточного обряда (например, Украинская греко-католическая церковь), а также протестанты, использующие так называемый «Новоюлианский» календарь, тоже будут отмечать Рождество через две недели.
«Юлианский календарь» появился в 46-м году до Р.Х. Юлий Цезарь провел реформу римского солнечного календаря, распределяющего солнечный год по календарным дням и месяцам. Но солнечный год не делится на ровное количество дней. Была принята система високосного года, которая «догоняет» длину солнечного года. Продолжительность юлианского года составляет 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше солнечного (тропического года) на 11 минут и 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливаются целые сутки, которые смещают астрономические даты - дни равноденствий и прочее.
На I Вселенском Соборе в 325 году было принято решение о праздновании Пасхи и Воскресения Христова всеми Поместными церквами в один и тот же день. День весеннего равноденствия тогда приходился на 21 марта. Но поскольку каждые 128 лет накапливалась ошибка в одни сутки, то в 5-м веке момент равноденствия наступил уже 20 марта, затем 19-го, 18-го, и т.д. Ко второй половине XVI ошибка составила уже десять дней. Вот почему папа Римский Григорий XIII предпринял в 1582 году реформу календаря. По его указанию день после четверга 4 октября предписывалось считать не 5, а 15 октября. И день весеннего равноденствия вернулся к 21 марта, где он и был во время I Вселенского Никейского Собора.
Так появился «Григорианский календарь», который тоже не может быть абсолютно точным, поскольку в принципе невозможно точное деление солнечного года на число дней. Опять понадобились меры, чтобы не дать уходить календарным дням вперед. Для этого были введены не только високосные годы, но и НЕ-високосные столетия. Было решено, что те столетия, которые не делятся на 4 без остатка будут простыми, а не високосными, как это есть в календаре Юлианском. 1700, 1800, 1900, 2100 и так далее — простые, в эти годы не происходила вставка дополнительного дня в феврале. А поэтому в этих столетия Юлианский календарь уходил еще на день вперед. Так случилось, что к нашему времени накопилась разница между двумя календарями в 13 дней, которая увеличится еще на один день в 2100 году.
Многие хронографы, математики и богословы не одобряли введения нового календаря – «истинного мучения для хронографов». Они мотивировали это тем, что новый стиль значительно уступает юлианскому календарю и в литургической точности: именно юлианский календарь согласован с Александрийской Пасхалией. И поэтому в некоторых поместных церквях богослужения пасхального круга (Пасха и переходящие праздники) совершаются по старому стилю, а неподвижные праздники – по – новому. Это, так называемый, греческий стиль.
Календарный вопрос, в первую очередь, связан с празднованием Пасхи. Пасха вычисляется одновременно по двум циклам: солнечному и лунному. Это праздник восходящий к Ветхому Завету с его лунным календарём. А Юлианский, Ново-юлианский и Григорианский календари рассматривают только солнечный цикл.



В 1948 году православные патриархи сообща решили, что для всего православного мира обязательно совершать праздник Святой Пасхи только по старому стилю, а для неподвижных праздников каждая автокефальная Церковь может пользоваться существующим в этой Церкви календарем. Я натолкнулся в Интернете на очень интересное рассуждение о календарной точности и церковной традиции Архимандрита Тихона (Шевкунова):

- Давайте не будем вдаваться в споры ученых, какой календарь более точный: Юлианский, или Григорианский. Посмотрим на вопрос с другой стороны. В основе светского календаря лежит периодичность движения небесных светил. А церковный календарь соотносит наш мир — с миром совершенно иным, духовным, нематериальным; наше земное время — с вечностью, с тем состоянием бытия, когда времени уже нет. В этой таинственной точке, где пересекаются время и вечность, перед нами на Кресте предстает Богочеловек, Иисус Христос. Его жизнь лежит в основе христианского времяисчисления. Вехи Его жизни: Рождество, Крещение, Преображение, Распятие, Воскресение — это те события, из которых строится церковный год.
Христос жил в то время, когда древний мир пользовался юлианским календарем. И, естественно, он взят за основу церковного календаря. В канонах церковных есть такое правило: Пасха непременно должна праздноваться после Пасхи иудейской и не совпадать с ней. Спаситель был распят и умер на Кресте накануне иудейской Пасхи и в третий день воскрес. Если мы пользуемся старым Юлианским календарем, то эта хронология сохраняется, а если переходим на Григорианский, то Воскресение может совпасть с днем распятия, иудейской Пасхой, или даже предшествовать ему. В этом случае изменчивое время, а не жизнь Богочеловека кладется в основу богослужебного времяисчисления и искажает его.
Но скажут: каждый календарь требует доказательств периодичности — весна сменяется летом, осень зимою. Но и в церковном календаре события жизни Иисуса Христа следуют одно за другим. И ежегодно повторяются особыми явлениями, которые обычно называют чудом. Именно по старому церковному стилю в Великую Субботу, накануне Православной Пасхи в Иерусалиме на Гроб Господень снисходит Божественный Благодатный огонь, который знаменует огненное воскресение Христа. И поныне в день Крещения именно по церковному, старому стилю вода в храмах делается нетленной - не портится много лет, даже если держать в закрытом сосуде. Праздник Преображения – тот день, когда Господь преобразился, дивно изменился перед своими учениками во время молитвы на горе Фавор. И облако покрыло их, как описывается в Евангелии. С тех пор ежегодно, именно в день празднования Преображения по Юлианскому календарю на гору Фавор в Галилее, на самую вершину ее, где расположен православный храм, спускается облако и на некоторое время покрывает полностью храм. Замечу, что во все остальные дни года облаков на Фаворе не бывает практически никогда. И мы должны как величайшее достояние сохранять церковный календарь, как бы нас ни убеждали отказаться от него.
А мне сегодня хочется поздравить православных единоверцев по всей Земле, которые именно в нынешнюю ночь отмечают чудесный праздник Рождества Христова! Эту песню я написал в 1998-м году, в канун первого рождественского праздника моего младшего сына Алёшки. А клип записал, снял и смонтировал к Рождеству два года назад. Счастья вам, православные, и светлой веры!

Комментариев нет:

Отправить комментарий